Форум » Библиотека » Об оружии » Ответить

Об оружии

Жоакен де Шетарди: Простите бывшему офицеру создание данной темы. Хоть вояк у нас тут и немного наблюдается, тем не менее, думаю, что эта информация не будет лишней. Речь пойдет об оружии, которым пользовались (и не только военные, надо сказать) в XVII-XVIII веках.

Ответов - 1

Жоакен де Шетарди: Успех огнестрельного оружия произнес смерт-ный приговор всему средневековому вооружению. Как только стало очевидным, что железные доспе-хи не в силах уже предохранить от смертельного по-ражения пулею, всякий стремился сбросить с себя ненужную теперь тяжесть или, во всяком случае, значительно облегчить себя. Поэтому, если в нача-ле XVII века и встречаем еще полный доспех, но он уже далеко не такой совершенный, как за сто лет до того. В Парижском артиллерийском музее сохранились доспехи Людовиков XIII и XIV, и по ним можно судить о последних сплошных вооруже-ниях. (Доспех Людовика XIV несколько тяжел для своего времени.) Доспех Людовика XIII — из черне-ного железа с позолоченными шляпками гвоздей, изображающими цветки лилии. Шлем принадле-жит к типу бургиньот с большим назатыльником, соединяющимся с нащечниками; выступ забрала пересекается наносником особенной формы, при-надлежащей этой эпохе и которая встречается так-же в касках восточных племен. Он завертывается внизу в завиток, а от его вершины берет начало другая ветвь, образующая второй завиток над вы-ступом забрала; железный прут, также завернутый на концах, украшает назатыльник. Симметричные наплечники и доспехи рук сделаны из чешуйча-тых пластинок (en ecrevisse), нагрудник лат очень короткий, набрюшника нет, набедренники непо-средственно пристегиваются к латам, образуя на-лядвенники, и доходят до колен, где они дают на-коленники с боковыми ушками. Доспех Людовика XIV, как мы заметили уже выше, отличается своей массивностью. Очень тол-стый, он сделан из стали au clair и украшен тонкой гравировкой, без сомнения, французской работы. Шлем типа капелины (capeline) имеет длинный че-шуйчатый назатыльник, выемчатые нащечники, выпуклый выступ и полукруглую тулью; общий вид его напоминает древнюю каску сарматов. Он снабжен еще подвижным наносником. Обрезанные под прямым углом наплечники (оплечья) состоят из бесчисленных блях, точно так же как и наручи, ме-ста соединения которых тщательно закрыты метал-лическими же пластинками. Нагрудник со средним маловыпуклым ребром соединяется со спиною по-средством поясного ремня; от набрюшника опускают-ся набедренники, имеющие форму налядвенников. Массивные поножи напоминают собою носившиеся в то время тяжелые сапоги; башмак (soleret), со-гласно господствовавшей тогда моде, имеет круглый носок. Эта броня принадлежит к типу тех, которые надевались, когда приходилось идти в траншеи, но железные поножи одна только фантазия, потому что в то время они уже не были в употреблении. Кажется, что французские кирасиры Людовика XIV последние носят полное вооружение; оно из вороне-ной, почти черной стали; небольшой набрюшник обрисовывает очень короткую талию, налядвенни-ки большие; защита руки, за исключением передней части, состоит из чешуи. Капелина снабжена длин-ным отставленным высту-пом, большим — состоя-щим из блях — назатыль-ником, напоминающим японские каски, и нанос-ником. Султаны укрепля-ются на конце тульи. Таково было вооружение XVII столетия, которое начинает вытесняться кожаным камзолом или курткой с рукавами или без рукавов ИЗ КОЖИ ЛОСЯ ИЛИ Оленя . Это кожаное платье надевалось в XVI столетии под латы; но уже в начале XVII его начинают носить без всяких других доспехов, кроме железного во-ротника, спускавшегося на грудь в виде щита. Этот воротник (haussecol) представляет такую же хорошую защиту, как и латы, которые носи-лись франтами той эпохи и которые были до смеш-ного коротко обрезаны внизу и чрезмерно широ-ки в подмышках. Такая мода кажется тем более странной, что боевые седла не имеют уже своих широких и высоких лук, а поэтому кавалеристы, сражаясь на пистолетах, стараются попасть про-тивнику в незащищенный живот. В капелине сильно преобладает влияние Востока. Ее наносник посредством винта может подниматься или опускаться на желаемую высоту. Такое изголовье было в большом употре-блении в Польше и по побережью Дуная. Другой головной доспех, очень много носив-шийся в XVII столетии, представляет собою желез-ную шапку тоже с подвижным наносником. Шапка сделана из стали, покрытой чернью; внутренняя же оправа держится медными гвоздями. Такая шляпа служила военным головным убором королевского дома. Левая сторона ее часто подни-малась кверху, по фасону войлочных шляп, ко-торые тоже встречаются в то время в войске; последние носились с железными колпачками,скрывавшимися под ту-льей шляпы. В начале сто-летия железные шляпы были снабжены чешуйча-тыми нащечниками. Иногда у таких шапок полукруглая тулья образует выступ, напоминающий козырек фуражки. Над центром ее возвышается выпуклый кружок, от которого лу-чеобразно расходятся железные прутья, при-крепляющиеся к краю тульи и выступа; от этих верхних прутьев спускаются другие, окружая голову и защищая ее от поперечных ударов; задний из них толще прочих и обра-зует назатыльник. Нижние прутья соединяются с верхними посредством шалнеров и могут толь-ко подниматься. Армэ еще употребляется в первой половине XVII века, но оно редко имеет полное забрало; большею же частью лицо защищено широкой ре-шеткой; часто дыхало представляет довольно свое-образное устройство. Зрение и наносник составляют одну часть, ко-торая сначала поднимается, а затем опускается в виде клюва над личником, прорезанным в верхней части двумя круглыми отверстиями для глаз, а внизу косоугольным, обозначающим рот. Спереди эта оригинальная каска напоминает голову ноч-ной хищной птицы. Железный головной доспех пехотинцев состо-ял из мориона и бургиньоты. Что касается пики-неров, последних из пехотинцев, носивших латы с налядвенниками и то лишь до второй полови-ны XVII столетия, — то им наголовием служил кабассет. Дольше других носился и горшечный шлем (pot en tete); образец этой тяжелой желез-ной каски с привинченным забралом имеется в Парижском артиллерийском музее. С этой каской французские саперы надевали толстые латы, чтобы без особенного риска уста-навливать свои туры. Подобное вооружение ис-чезает безвозвратно около середины XVII столе-тия; вскоре появляются ледные каски; полные доспехи можно видеть уже только на портретах знатных лиц, и то весь доспех воина часто сво-дится только к шлему и наручам. Как последнюю принадлежность вооружения XVII столетия следует отметить hallecret, пред-ставляющий собою воротник, с которым соединя-ются наплечники и доспехи предплечья, состоя-щие из металлических досок, расположенных че-шуею (en ecrivisse). Этот воротник носили вместе с воротником камзола; последний не выходит из употребления до конца XVIII столетия, особенно в Испании. В траншеях воины долго сохраняют еще употребление рондаша, который имеет особен-ное устройство и образует род наруча. Рукавица для левой руки прикрепляется к диску, а под рукавицей к щиту приделывается шпага, выступающая из-за края его на 50 см; окружность щита вырезана зубками для отражения ударов. На внутренней стороне диска, недалеко от края, при-делывается фонарь, свет которого проходит через отверстие (последнее можно по желанию откры-вать и закрывать посредством круглой задвиж-ки). Этот рондаш, без сомнений, первых годов XVII столетия. К оружию с древком XVII столетия принадле-жат: пика, эспонтон, алебарда и бердыш. Первая была вскоре заменена багинетом, второй представ-лял полупику, составлявшую оружие офицеров пехоты, а последние употреблялись только на па-радах. Железко эспонтона имеет форму листа шал-фея и образует утолщение при основании с мало отставленными ушками; трубка часто обвивается галуном. В общем же эспонтон представляет собою род охотничьего копья, которое появляется в сере-дине XVI столетия и исчезает в конце XVIII века. Боевой молот употреблялся в Германии некоторое время и в XVII столетии, а бердышом вооружены жандармы еще при Людовике XIV. Изобретение багинета (baionette — штык) от-носится к гораздо более отдаленной эпохе, чем это обыкновенно думают. Уже с середины XVI столетия мы находим кинжалы, приделывавшиеся к дулу аркебуза; с конца XVI столетия, даже несколько ранее, появляются штыки, которые служат ог-нестрельным оружием и одновременно короткой пикой, но такое оружие употреблялось преимуще-ственно на охоте. Багинет или штык приделывает-ся к мушкету около 1640 года. Первые штыки представляют собой род кинжа-ла, у которого деревянная или костяная рукоятка, лишенная головки, очень туго вдвигается в дуло мушкета, так что последний имеет уже только значение ножа. В 1680 году было утверждено упо-требление штыка с трубкой, и произведенные в этом оружии изменения касаются только внешней стороны и длины клинка. В походе солдат носил свой штык в отдельных ножнах или соединенных с ножнами шпаги или сабли. Собственно говоря, слово сабля появляется не ранее XVII столетия, и под ним подразумевается скорее короткое, чем длинное оружие с изогну-тым клинком подобно малкусу или кривой шпа-ге, но ширина клинка везде одинакова; иногда он суживается к острию и лезвие идет по выгнутой стороне. С тех пор как обнаруживается стремле-ние к экономии и от оружия начинают требовать прежде всего прочности, сабля становится воен-ным оружием по преимуществу. Железная, а еще чаще медная гарда может иметь или не иметь ча-шечки (coquille); более или менее многочисленные ветви защищают руку. Пехотинцы вооружены короткой, а кавалеристы более длинной саблей с клинком, иногда совершенно прямым. Это ору-жие свидетельствует о последней степени упадка производства холодного оружия и появляется в одно время с теми маленькими шпагами с брон-зовыми гардами, теми spadidnes или короткими шпагами, которые в конце XVII столетия входят в употребление взамен прекрасных испанских или итальянских рапир, изящных немецких шпаг с длинными клинками, с железными или стальны-ми гардами, украшенными тончайшей гравиров-кой и чеканкой. Во Франции шпага носилась до второй поло-вины царствования Людовика XVII, но аристо-кратия уже больше разъезжала в придворных каретах, чем верхом; короткая шпага заменила длинную рапиру времен Фронды. Если сравнить шпагу первых годов XVIII столетия с рапирой предыдущего столетия, то невольно поражает их радикальное различие. Клинки с треугольным сечением или в форме узкого шила вытесняют клинки с двумя лезвиями. Лишь одни военные шпаги удерживают свой плоский клинок. Вся ру-коятка делается тоньше, но это, однако, не при-дает ей той легкости, какую можно было бы ожи-дать, так как шпаги XVIII столетия лишены того соотношения между тяжестью рукоятки и гарды, какое было установлено в рапирах. Клинок дела-ется мягким и гибким, что уже составляет недо-статок шпаги; это уже более не оружие войны, а скорее придворная шпага, едва годная для дуэ-ли. Правда, в течение всего XVIII столетия суще-ствует еще средний тип шпаги, употребляющейся людьми, легко обнажающими оружие при всяком случае; образчиком ее может служить шпага, изображенная на рисунке 170, которая, вероят-но, относится ко времени около 1775 года. Придворные шпаги характеризуются более короткими и легкими клинками с чрезмерно рас-ширенным основанием; сплошь или местами по-золоченные гарды делались из бронзы, серебра или вычерненной стали, насекавшейся золотом, с украшениями из золота и серебра. Причудливые трубки делаются из тех же металлов, а еще чаще из дерева, покрытого филиграном из серебра, меди или железа, причем узор плетенья разнообразен до бесконечности; кроме того, материалом для трубок служила слоновая кость, сердолик, оникс и даже иногда саксонский фарфор, так как неко-торые шпаги имеют чашечку, трубку и головку из фарфора, украшенного живописью. Все подобные шпаги, равно как и те, у которых вся гарда вы-сечена из слоновой кости, не считались оружием, их называли des excuses, так как нельзя же защи-щаться предметом, прибор которого разлетится вдребезги от первого удара. Следует заметить, что по мере приближения к концу XVIII столетия трубки становятся длиннее, причем pas d'ane все менее и менее развит. У некоторых шпаг совсем нет чаше-чек; добавочная ветвь соединительной дуги обра-зует боковое кольцо, соединяющееся с дужкой. В XVII веке очень часто встречается соедине-ние огнестрельного оружия с холодным; так, на-пример, в Луврском музее имеется шпага-пистолет (рис. 321), вероятно, первых годов XVIII столетия. Рукоять ее служит для этой цели и шпаге и писто-лету. Двойная ветвь гарды образует в то же время курок и спуск пистолета; к его же стволу приве-шивается узкий и тонкий клинок шпаги. В Парижском артиллерийском музее имеется палаш, несколько напоминающий это устройство (рис. 322). К обуху его клинка приделан ствол пистолета. Палаш этот роскошной работы, весь украшенный позолотой. В XVII столетии в Англии и Швейцарии удер-живается еще употребление двуручных мечей, назы-вавшихся здесь клейморами (claymore). Кроме того, в первой половине большое распро-странение получает и шотландский палаш. Последний снабжен очень широкой и хорошо защищающей руку гардой. Он несколько напоми-нает итальянские чиавоны. Огнестрельное оружие не сделало больших успехов в течение XVII столетия. В XVII столетии мушкет с вилкой пользовался таким же почетом, как и ранее, и только прибор мушкетера стал проще. Употребление кремневого курка входит во все-общее употребление только со второй половины XVII века. Кремневое ружье в начале следующего столетия заменяет в обращении мушкет. Оно снаб-жается штыком или багинетом. В это же время по-является и короткий мушкет или мушкетон; если у последнего дуло ствола расширяется в виде во-ронки, то он получает название тромблона. Придворная шпага XVIII века: Военная шпага XVIII века:



полная версия страницы